Путешествие в Штанс и интервью с первым русским пилотом PC-12 NGX

В мае 2021 года компания Nesterov Aviation, авторизованный центр продаж и сервисного обслуживания Pilatus в России и СНГ, передала российским клиентам два самолета Pilatus PC-12, один из которых – новейший PC-12 NGX. BizavNews побывал на приемке турбопропа и выполнил тестовый полет перед передачей заказчику.

BizavNews удалось детально познакомиться с новым самолетом. Начнем с кабины пилотов. Огромное количество новшеств коснулись авионики. Была установлена удобная сенсорная система управления полетом (FMS). Это облегчает работу пилота и делает полет более безопасным. Обновление включает в себя большое количество функциональных улучшений: появилась система «умной посадки», которая до этого устанавливалась только на большие бизнес-джеты, ночной режим карт, режим экстренного снижения и не только. Так, впервые в истории турбовинтовых самолетов на PC-12 NGX можно установить систему TCAS второго поколения! Это огромный шаг в безопасности полетов.

Но самая объективная оценка нового самолета – это мнение пилота, который будет на нем летать. После полета мы пообщались с Алексеем Усовым и вот его небольшой рассказ.

На РС-12 я летаю уже 5 лет. Перелетал на всех его модификациях – начиная с 45-ой серии и заканчивая NG. А сейчас судьба подарила шанс поработать на самой новой его модели – NGX. По опыту полетов на других однодвигательных турбопропах, а летал я и на Piper М500/600 и ТВМ 910/940, могу с уверенностью сказать, что Pilatus – просто вершина совершенства. Вместимость, грузоподъемность, дальность полета, комфорт в пассажирской кабине, простота пилотирования, надежность, неприхотливость, качество установленной на борту авионики — все это просто не с чем сравнивать. Долгое время я думал, что совершенней, чем Pilatus PC-12 NG, ничего сделать просто невозможно. Но с моделью РС-12 NGX компания Pilatus Aircraft превзошла себя.

Читайте также  Обвиняемых в неуплате таможенных платежей при использовании бизнес-джетов будут судить в Москве

Прошу за мной на борт! Начнем с пассажирской кабины. Во-первых, она стала больше. Теперь здесь установлены новые пассажирские кресла. Они тоньше, чем прежние, что добавило пространства в салоне. Вместе с тем они стали комфортней. Кресло теперь выше и спина не так устает при длительном перелете. А главное, они могут полностью раскладываться в горизонтальное положение и превращаться почти что в полноценную кровать. Во-вторых, полностью поменялась система вентиляции и кондиционирования. Ушел в прошлое шум, который производил главный вентилятор системы. Теперь это просто негромкий шелест, над каждым креслом появилась индивидуальная воздушная форсунка. А изменение компоновки воздуховодов под потолком, позволило его слегка приподнять посередине, таким образом увеличилось пространство над головами пассажиров. В-третьих, изменились иллюминаторы. Теперь это не маленькие овальчики, а большие прямоугольники. Поэтому в салоне теперь много света, отчего он кажется больше, чем есть на самом деле. В-четвертых – тишина. Когда я летел не в кабине, а пассажиром в салоне, меня просто поразило на сколько там стало тише. Теперь во время полета можно говорить вполголоса и не напрягаясь слышать своего собеседника. Разумеется, это добавляет комфорта при длительных полетах.

А теперь перейдем к основным системам самолета. Ну, что тут можно сказать? Если РС-12 NG и раньше вызывал у меня восторг, то теперь инженерам Pilatus я готов аплодировать стоя.

Первое — это абсолютно новая система электронного контроля двигателя и пропеллера (EPECS). Теперь, не считая кнопки запуска, в кабине всего лишь один рычаг управления двигателем и все, больше ничего. Все остальное система выполняет самостоятельно. С ней невозможно спалить двигатель, да и просто каким-либо образом выйти за эксплуатационные ограничения. Система постоянно мониторит все параметры и при забросе температуры турбины, например, во время запуска, немедленно прервет процедуру. Точно также она следит за двигателем и в полете, реагируя на изменение плотности и температуры воздуха на входе в турбину.

Читайте также  Atlas Air Service успешно выступила посредником в продаже Phenom 100E

Второе, на NGX наконец-то появился автомат тяги. По своему опыту полетов на ТВМ 940, где такая система тоже установлена, могу сказать, что она значительно повышает безопасность полетов, снижая нагрузку на летчика. Особенно, если полеты выполняются в загруженном воздушном пространстве Москвы или любого другого крупного аэроузла, особенно когда экипаж состоит только из одного пилота.

Появилась система Low Speed Prop. Когда я впервые услышал о ней, признаться честно, я отнесся к этому с недоверием. Ну, не может быть, чтоб воздушный винт вращался медленней, а тяга оставалась прежней. Оказывается может. Если задействовать эту систему скорость вращения воздушно винта снижается с 1700 до 1550 оборотов. При этом уровень шума в кабине пилотов, по моим ощущениям, снижается процентов на 30, а в салоне пассажиров – и того больше.

Это достойный наследник Pilatus PC-12 NG – надежный, как швейцарские часы, очень приятный в пилотировании и неприхотливый в эксплуатации, но с увеличенной дальностью, комфортом пассажиров и рядом существенных и очень важных дополнений к электронике самолета.

С Алексеем сложно не согласится. От себя добавим, что на самолете полностью переосмыслили дизайн салона: концептуально салон стал похож на PC-24. О том, что это турбопроп напоминает только пропеллер.

Еще одно преимущество NGX – снижение эксплуатационных расходов. С новым PC-12 NGX интервалы планового технического обслуживания были увеличены до 600 летных часов, а межремонтный период – с 4000 до 5000 часов. Эти изменения еще больше снижают стоимость эксплуатации PC-12 NGX. Можно смело утверждать, что в своем классе PC-12 NGX оставил конкурентов далеко позади.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.